Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

hilda

Сорок четыре веселых чижа

Тов.К где-то выкопал и процитировал мне стихотворение, которое я раньше не слышала. Маршак и Хармс, "Веселые чижи". Как потом выяснилось, существует несколько версий этого стихотворения разной степени урезанности и адаптации, но общий смысл сохраняется.

И вот эти чижи прямо-таки подвесили мне мозг своей иррациональной реальностью. Решительно все в стихотворении казалось мне нелогичным и вызывало множество вопросов.

- Ну как их могло жить сорок четыре штуки в одной квартире! - возмущалась я. - Они что, гастарбайтеры?

[Spoiler (click to open)]
Судя по набору перечисленных профессий, большинство чижей действительно занимали малооплачиваемые должности: чиж-судомойка, чиж-поломойка, чиж на посылках, чиж-трубочист. Но был среди них чиж "за хозяйку", что меня смущало. За хозяйку квартиры? Или имелось в виду, что это чиж-хозяйка в значении "женщина на хозяйстве"? Оставалось неясным устройство чижиного общества. Например, являются ли эти должности дежурными, или, будучи чижом-судомойкой, ты обречен до конца жизни мыть посуду за сорока тремя своими пернатыми собратьями?

Опять же, из общего ряда сильно выбивался чиж-огородник: каким огородом он занимается в квартире? Или у него есть где-то отдельный огород? Почему тогда он живет в городской квартире с сорока тремя другими чижами? (о, кошмар интроверта!)?

Далее чижи готовили обед, а потом "брались за ноты", что тоже вызывало вопросы. Во-первых, набор инструментов у меня как у музыканта провоцировал оскомину. Сочетание рояля, цимбала и гармони. Ну ладно, предположим, они авангардисты. Но скажите, как чиж может играть на губе? Откуда у чижа губа?

- А он играл на чужой губе, - невозмутимо ответил тов.К.
- На чьей?!
- Другого чижа.

Тов.К. определенно находился в парадигме логики Маршака и Хармса.

Потом чижи ехали навещать тетку, причем все выбирали разные виды транспорта, что для меня являлось очевидным свидетельством их социальной разобщенности.

- Если у них есть тетка, значит, они родственники, - рассуждала я. - Логично же ехать к тетке всем вместе? Но почему они все не поехали на трамвае? Почему один на трамвае, другой на машине, а третий вообще на оглобле?

Ну допустим, на оглобле ехал чиж-маргинал типа меня, но почему тот чиж, что на машине, ехал один, когда мог бы подвезти еще минимум троих? Это сводило меня с ума и вызывало множество новых вопросов. Он ненавидел других чижей? Может, это на его губе играли и он обиделся? И еще непонятно, который из этих чижей мог позволить себе автомобиль - поломойка, посудомойка? Или это был чиж, не перечисленный в списке предыдущих, - чиж-мажор, живущий среди бедных родственников?

Настала ночь, а я все никак не могла успокоиться. Чижи тоже ложились спать и распределяли спальные места. Кому-то доставалась кровать, кому-то диван, кому-то скамейка. Но более всего меня возмущало, что аутсайдерам достались места на катушке, на бумажке и на полу.

Спать на полу - это было, по крайней мере, честное люмпенство.

Но чиж, спящий на бумажке, бесконечно тронул мое сердце: это был не до конца опустившийся чиж, который еще не перешагнул через последний порог. Очевидно, что бумажка не защищает ни от холода, ни от сквозняков, это был просто жест отчаявшегося сердца, борющегося за сохранение достоинства в то время как другие чижи позанимали кровать и диван.

Особенное недоумение в качестве спальной принадлежности у меня вызывала катушка.
- Как можно спать на катушке?
- Ну катушки бывают разные, - ответствовал тов.К. - Например, катушка кабеля.

Катушка кабеля в целом вопросов не вызывала, я была согласна, что на ней можно спать. К тому же я вспомнила, как сама спала однажды на крышке рояля на сцене брянской филармонии.

Чиж, спящий на кровати, вызывал у меня беспредельное возмущение. Почему, почему один спит на кровати, а другому достается спать на катушке?

- Вообще-то на катушке спать довольно удобно, - сказал тов. К. - Чижи ведь спят сидя.
- Тогда какого черта было занимать целую кровать одним чижом?! Да они все могли бы там усесться и спать!
- Это была маленькая, чижиная кровать. Они бы все не поместились.
- Тогда могли бы вместо кровати купить набор катушек!

Изучая вопрос, тов.К прочел статью про историю написания стихотворения, и выяснилось, что Хармс и Маршак писали о беспризорниках (многое стало понятней), а потом прочитал, что при написании Хармс вдохновлялся седьмой симфонией Бетховена, на которую текст стихотворения ложился идеально.



Тут уж остановиться было невозможно, и мы прослушали соответствующий фрагмент седьмой симфонии, который оказался совершенно в духе Бетховена, то есть душераздирающим. В результате последние несколько дней я не могу остановиться и распеваю про сорок четыре. Послушайте тоже, и вы меня поймете.

Чистый постмодерн представлять, как Хармс поет это с серьезным и трагическим лицом. Соооорок четыыыыыре, соооооорок четыыыыре, сооооорок четыыыыыре весееееелых чижа.
waterhouse

Смех и слезы

Никогда не задумывалась, почему так, но у меня первая эмоциональная реакция на сильное волнение - это смех. То есть я реально могу засмеяться, видя что кто-то попал под машину. Я понимаю, что со стороны это выглядит издевательски, но ничего не могу поделать.

Слезы у меня бывают редко и служат проявлением высокой сентиментальности, то есть плачу я над всякими трогательными моментами в книжках и фильмах, но вовсе никогда не плачу от гнева, обиды или шока.
kniga

"Повесть о жизни"

До меня наконец добралась простуда. Лежу и читаю автобиографический роман Паустовского, и хочу сказать, очень давно не читала ничего такого чудесного.

Описывает Паустовский свое детство и юность, как раз пришедшуюся на время революции и гражданской войны, и рассказывает о происходящем просто и ярко, а еще очень круто то, что несмотря на все ужасы, творящиеся вокруг, в его рассказе нет постоянного надрыва, из-за которого я не люблю читать воспоминания про войну. Паустовский во всем умеет видеть хорошее.

Очень трогательная и хорошая книга, рекомендую. Мне кажется, понравится тем, кому нравится "Педагогическая поэма" Макаренко.
starbuck

Красная или синяя

Продолжаю думать о прошедшей БСГ.

На игре я задавала нескольким персонажам один и тот же вопрос: представь себе, что ты только что узнал, что твоя реальность на самом деле просто сон, и тебе предлагается выбор, проснуться и стать тем, кто ты есть на самом деле - или остаться во сне?

И все выбирали "остаться во сне", потому что их жизнь во сне гораздо реальней, чем какая-то неизвестная другая реальность.

А я поразмыслила еще и вот что думаю. Ошибкой было пытаться наложить сказочные реалии на сеттинг БСГ. Потому что мир БСГ с его безумной борьбой за выживание, страстями, андреналином, самопожертвованием - во много раз ярче, сильней и реальней, чем сказка про абстрактных королей, рыцарей и фей. Поэтому меня совершенно не удивил итог, когда за разделительной линией со стороны сказки осталось всего три или четыре человека.

И при этом я уверена, что если бы мы играли в офисных клерков, чья офисная жизнь состоит исключительно из тупой бумажной работы, питья кофе и сплетен с коллегами, то тема со сказочным миром могла бы зайти просто феерически.
meryl

поэт, поэт, поэт, поэт, поээээээт!

Мне так много говорили про мою лучезарную манеру держаться на сцене, и вот достойная тому иллюстрация:
[Spoiler (click to open)]

иллюстрация


Я, может, мечтаю быть лирической героиней, но как это возможно?