Ё-вин (e_vin) wrote,
Ё-вин
e_vin

Category:

Греза - отзыв

Побывала на тамплевской премьере "Грезы" Хотела выложить отзыв попозже, чтобы первые впечатления отстоялись, но не удержалась и написала сегодня же :)



Идя на Грезу, я заранее настроилась скептично, потому что ненавижу чувствовать, как лиру нежного сердца моего топчут сапогами, и приготовилась к тому, что все будет совсем не так, как я хочу. Поэтому сердце особо не пострадало, и я отнеслась к происходящему с юмором.

В антракте на меня набросились зрители и стали спрашивать: "Ну что? Что ты думаешь?! Как тебе это?" и выяснять, не слишком ли я расстроена неканоничностью подхода и перебором вульгарщины.

Если в целом - очень сыро и да, перебор. Похоже на Франкенштейна, еще не слишком живого, но уже не мертвого :) Видно, что времени было очень мало.

Но нет, я вообще не расстроена, мне интересно дальше, и я хочу посмотреть, куда это все приведет. Я же не зритель, я автор, а у автора с произведением отношения как с детьми: если тебе говорят, что твой ребенок ужасно себя ведет, повлияет ли это на то, что вы продолжаете его любить?

Теперь серьезно. Сначала напишу ремарки по сценам, потом добавлю про то, что действительно для меня важно.


1. Сценография и всякое

Матросские сцены более-менее ок, по крайней мере видно, в какую сторону будет вестись работа. Беготня со штурвалом затянута и бестолкова, но забавна. Совсем не понравилась первая сцена, напоминающая тюлений пляж, скучная. Понравился в конце "Земли" кусок с доктором про "Я скажу, граф Бертран..." Еще понравилось, как Бертран общается с матросиками.

Очень зря объединили в некоторых матросских сценах куски, разбитые на реплики, в единое хоровое пение. Спетый хором, этот текст перестает читаться, потому что это на самом деле диалог.

Ария Рюделя выглядела странно. Вышел принц в ночнушке и всех усыпил. Непонятно зачем; ведь только что Бертран их с таким трудом всех взбодрил и воодушевил грести дальше.

Дуэт Рюделя и Бертрана совсем аутичный, хотя использование песочных часов и печальный сидящий на полу Бертран мне нравится. Но какого-то развития сцене определенно не хватает.

В сцене с паломниками - нелепый движняк вокруг ширмы. Вроде понятно, что паломники хотят куда-то войти, а их не пускают и вымогают денег, но из внешнего вида ширмы и общих судорожных движений больше всего было похоже, что речь идет об общественном туалете. Хотя было смешно :) Стражники комичные понравились.

Дальше вышла Мелисента. Сцена во дворце хорошая - и пожалуй, единственная, где чувствовался не избыток, а нехватка ансамбля. Свита Мелисенты должна быть пышной. Потом был хороший дуэт с Соризмондой.

В дуэте Мелисенты со Скарчафико совершенно напрасно убрали Зеленого Рыцаря. Смысл этой сцены - Скарчафико пытается рассказать Мелисенте новости о прибывшем рыцаре, причем сделать это так, чтобы Зеленый Рыцарь не услышал или не понял. Отсутствие Рыцаря превращает половину текста Скарчафико в совершенно ненужную словесную кашу, а сцену делает гораздо менее комической, чем она задумывалась.

Потом сцена битвы, о которой я напишу дальше. Потом была сцена с девками, которая мне реально понравилась. У многих она вызвала баттхерт - как так, девы поют о куртуазной любви, а на сцене происходит аццкий балаган, матросики в шапочках, танцы с боа, скачки верхом и абсолютное торжество абсурда. На самом деле, конечно, не нужно воспринимать происходящее буквально, символически это отражение внутреннего мира юной девы с чудовищной романтической кашей в голове. То есть, конечно, можно было показать и по-другому, но так тоже можно.

Во второй части была хорошая серьезная сцена с дуэтом доктора и священника. Еще понравилась сцена с рыдающей Мелисентой и утешающей ее Соризмондой. "Паденье" сильное, но! прискорбно, что "Паденье" вышло сильней финала.

Про "Золото" мало помню, потому что у Скарчафико отключилась гарнитура, и я так горячо сопереживала этой проблеме, что потеряла нить повествования :)

В "Окне" был треш - сцена, условно названная нами "кошачья драка". Подразумевалось, что это то ли танец такой, то ли еще что, в общем, Бертран и Мелисента внезапно такие принимают позы в стиле "Морфеус обучает Нео владению боевыми искусствами", а дальше начинают кружить друг вокруг друга, как два кота, и бить друг друга лапами. Выглядит смешно и жалко, а это совсем не то, что требуется почувствовать зрителю в этой сцене.

Финал почти не помню, кроме черно-белых сущностей.

По исполнителям кратко - мне очень понравилась Мелисента, хотя скорее, понравился ее потенциал, т.е. я вижу, какой крутой она может стать, когда все утрясется со сценографией.

Соризмонда тоже понравилась, несколько маленьких смешных мелочей и акцентов - и роль играет новыми гранями! Смотреть и слушать было приятно.

Бертран - считаю Лешу Малькова идеальным исполнителем Бертрана, не могу не отметить, что в спектакле он, в основном, еще улучшился.

Новая трактовка образов Эразмуса и Трофимия - не то чтобы мне сильно понравилось, но, считаю, имеет право на существование.

Рюдель, увы, никак. Знаю, что старался и работал, но Рюдель - это очень трудная роль харизматика. Персонаж, у которого участия-то всего три сцены, должен покорить зрителя, практически не имея никаких средств для этого, кроме голоса. В общем, это сложная задача, и я пока с трудом представляю, кто из текущего тамплевского состава с этим может справиться. Маска на лице тоже не добавляла, Рюдель и так персонаж сильно ограниченный в выразительных возможностях, зачем его еще и лишать возможности играть лицом?

Скарчафико трудновато оценить, т.к. в двух сценах из четырех у него не работала гарнитура :)

Про Зеленого Рыцаря умолчу, ибо нерепрезентативна :)

Ансамбль реально затрудняюсь оценить, потому что все пока очень сыро. Если в целом - при общем обилии движняка не хватает постоянных мелких личных взаимодействий друг с другом, собственно, и создающих живую ткань спектакля. Но это нарабатывается только опытом выступлений и множественными репетициями.


2. Самое важное.

То, что на мой взгляд, критично, потому что в этом конкретном месте фишка полностью не прорублена. Этих мест всего два. Первое - эпизод с Зеленым Рыцарем. Важно понимать, что этот персонаж - квинтэссенция верности своим идеалам, и, собственно, смысл его существования в пьесе - именно в качестве мета-мессиджа этой верности. В том числе как противопоставление Бертрану, свою верность нарушившему. И все это перечеркивается небольшим комическим эпизодом в конце сцены битвы - Зеленый Рыцарь вместо того, чтобы выйти на бой с Бертраном, внезапно убоявшись, переодевается в какую-то хламиду или женское платье и удирает - я даже не могу сказать, что это не к месту, это просто херня какая-то, произошедшая от непрорубления фишки.

Второе место - это первый дуэт Мелисенты и Бертрана. Там такой врывается героический Бертран, рассказывает принцессе о Рюделе, а она в это время такая то его по плечу погладит, то прижмется, в общем, применяет приемы из арсенала публичной девки. Это как бы демонстрирует нам, что Мелисента пленилась красавчиком Бертраном и решила, не тратя времени даром, его соблазнить, не слушая особо, что он там рассказывает о Рюделе.

Сие, увы, возникло от недостатка понимания развития образа Мелисенты. Да, она заинтригована, Бертран вызывает любопытство и пока непонятный самой Мелисенте интерес - но и только.

Очень важно показать эволюцию ее образа - скука, любопытство, смятение, ужас, гнев, гордыня - и только потом образ соблазнительницы, который возникает после переломного момента - после арии "Паденье". Именно в "Падении" Мелисента принимает решение стать падшей и склонить к падению Бертрана - не потому, что ей, собственно, нужен зачем-то Бертран, а потому, что она хочет ощутить себя великой и коварной вершительницей чужих судеб. То, как был показан первый дуэт, совершенно стирает разницу между Мелисентой в первой и во второй части, а эта разница огромна.


3. То, что мне бы очень хотелось видеть исправленным, и я оптимистично полагаю, что это в будущем исправится.

Фонограмма! Это главное. Фонограмма была частично взята с нашего концертного выступления (что не гуд, потому что мы там подстраивались под живое исполнение артистов и, соответственно, играли довольно неровно, вступали не всегда вовремя и тд). Не видя живых музыкантов, на такую запись тяжело ориентироваться, и главное, она довольно бедная. Для концерта годится, но для полноценного спектакля - нет.

Несколько же фрагментов - специально записанная для спектакля фанера, которая по качеству сильно отличается от концертных кусков. Не то чтобы в лучшую сторону, просто резко внезапно фигак! - громко литавры и попсовый синтезатор. Звучит эта фанера не сильно лучше миди-файла из караоке. Ее нужно сильно перерабатывать.

Сценография в целом производит такое же "лоскутное" впечатление, как и фонограмма. То есть как бы отдельные приемы - хорошие, но вместе они не сочетаются.

Безвкусицей мне кажется попытка соединить коня и трепетную лань, то есть символизм и псевдоисторичность. Либо надо весь спектакль символами, либо весь - исторично. Мелисента после ванной в банном халате и тюрбане - в принципе, как прием ок, но передержали: четыре, что ли, подряд сцены в таком костюме посреди псевдоисторических одеяний - это нелепство.

Общее впечатление пока такое: нам показали заготовку, из которой может потом получиться что-то хорошее, а может - треш. Сделать хорошее будет гораздо тяжелей, потому что неоромантический жанр оригинальной пьесы требует тонкого подхода и откровенной вульгарщины не приемлет.

Короче, у спектаклей "Тампля" такая судьба, развиваться методом проб и ошибок. Я хочу, конечно, чтоб дальше было только лучше, а как будет - фиг его знает. Но в любом случае, делать дальше надо.
Tags: концерты, сумасшедшие с тамплиерами
Subscribe

  • Итоги года 2019

    Итоги года у меня хорошие. Главный итог года - победа над депрессией. Впрочем, я не очень много для этого делала, просто приходила в себя после…

  • (no subject)

    Внезапно вспомнила прозвище, которым звал меня один приятель сильно старше меня возрастом в компании, где я тусовалась в двадцатилетнем возрасте. Ни…

  • (no subject)

    Сегодня наблюдала, как на пруду подрались два селезня. Плавали чинно мимо уток с выводками утят, потом не поделили фарватер и начали грозно хлопать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Итоги года 2019

    Итоги года у меня хорошие. Главный итог года - победа над депрессией. Впрочем, я не очень много для этого делала, просто приходила в себя после…

  • (no subject)

    Внезапно вспомнила прозвище, которым звал меня один приятель сильно старше меня возрастом в компании, где я тусовалась в двадцатилетнем возрасте. Ни…

  • (no subject)

    Сегодня наблюдала, как на пруду подрались два селезня. Плавали чинно мимо уток с выводками утят, потом не поделили фарватер и начали грозно хлопать…