Ё-вин (e_vin) wrote,
Ё-вин
e_vin

Category:

Звездные Войны

Накатала лонгрид о Звездных Войнах 😊

Разные фильмы саги о Звездных Войнах я смотрела в разном возрасте и состоянии духа, поэтому и воспринимала очень по-разному. И поэтому не получалось составить общее впечатление о саге как о цельном произведении. Я все время оценивала его по кускам. Какие-то куски мне нравились, какие-то не очень. И вот я сделала это: пересмотрела все девять эпизодов Звездных Войн от начала и до конца в хронологическом порядке. На самом деле десять, потому что между третьим и четвертым эпизодом я не удержалась и пересмотрела «Изгоя-1».

Мне хотелось увидеть, как эпизоды соединяются между собой и переходят друг в друга, увидеть и оценить эту историю, которую нам начали рассказывать с середины, как цельное произведение от начала и до конца.

В этом посте хочу поделиться впечатлениями.


Первое впечатление: крутое все-таки произведение. Несмотря на то, что я вообще-то не фанат Звездных Войн, а местами этот мир кажется мне картонным. Невозможно не отдать должное: это действительно эпическая сага.

Еще было впечатление, которого и не ждешь особо от кино, жанр которого определяешь как развлекательное. Мир – вечное движение. Все живое рождается и умирает, и вновь обновляется, и такова жизнь.

Третье впечатление: неожиданно оказалось, что у меня поменялось восприятие, поэтому мне понравилось то, что не нравилось раньше.

Дальше буду по эпизодам.

Эпизод 1

Общее впечатление – первая часть набита предпосылками того, что случится дальше, но времени на это очень мало, поэтому нам их показывают коротко и в упор.

С удивлением узнала, что должность королевы на Набу – избранная. Не смогла понять, в чем смысл их традиции выбирать в качестве королев юных девочек-подростков. Если бы это было просто данью традиции и титул королевы был бы лишь номинальным, это было бы понятно. Но ведь 14-летняя королева Амидала реально рулит планетой и принимает решения. Почему это не делает кто-то совершеннолетний? :)

Пару раз реально не могла отличить Натали Портман и Киру Найтли, которые в процессе несколько раз меняются и выдают себя за друг друга.

Первое знакомство с R2D2 и С-3PO. Много мелких деталей, которые трогают сердце, потому что это отсылки к будущим сериям. В том числе смешные дроиды-тарелки, которые потом появятся в Мандалорце и не только.

Основное впечатление об Энекине: клевый пацан с Гриффиндора, чьи основные качества – слабоумие и отвага. Позже они приведут его на темную сторону.

Совет Джедаев – мутная организация, похожая на секту. Вроде бы преследуют благие цели, но методы у них странные. Выкупить ребенка рабыни, а рабыню оставить в рабстве – это вот прям очень странно. Прям вижу, как сценаристы такие: а как же мы это объясним? А пусть у них тупо не хватит денег. А как же потом? А потом скажем, что эмоциональные привязанности джедаю не нужны.

Большой сюжетный промах вижу в том, что Падме Амидала, которая вроде бы привязалась к Энекину и искренне сочувствует его матери-рабыне, тоже не делает для нее ничего. Ей ничего не стоило бы выкупить его мать из рабства – если не сразу, то уж позже-то точно.

Появляется странный загон про мидихлорианы, который вызывает у меня неприятие. Не потому, что внезапно оказалось, что Силу передают какие-то симбиотические паразиты, а потому, что такая концепция нам говорит: Силой может овладеть только тот, кому повезло с рождения иметь этих симбионтов в крови. Если их нет, то хоть ты разбейся в лепешку, ты не сможешь ничего.

Эпизод 2

Помню, что он мне при первом просмотре понравился, а сейчас показался жутко затянутым. Но там есть много всего красивого, в том числе красивая Натали Портман.

В этой серии нам показывают, как привязанность делает людей уязвимыми. А еще очень плохой загон про избранность. Если честно, я вообще не понимаю, как загон про избранность может сочетаться с другими джедайскими загонами, и в оригинальной трилогии никаких таких загонов нет. Но тут загон про избранничество ествественным образом вытекает из темы про мидихлорианы, и вот поэтому мидихлорианы – это плохо!

Если в первой серии Квай-Гон лишь высказывает осторожное предположение, что Энекин, возможно, один из тех, кто может оказаться Избранным, то во второй серии Оби Ван Кеноби подает это уже как абсолютную истину: Энекин – Избранный, о котором говорит пророчество. И верит в это со всем своим фанатизмом. Вообще Кеноби довольно страшный человек. Фанатизм в нем сочетается с ограниченностью и закоснелостью, и от серии к серии это в нем растет.

Вообще весь орден джедаев проявляет чудовищную слепоту в области человеческих взаимоотношений. Хм, у нас есть порывистый и непокорный падаван, которому никак не удается обуздать свои чувства? Давайте же дадим ему задание охранять девушку, в которую он с детства влюблен, и пусть они вдвоем летят подальше, в цветущие романтические сады. Возможно, там юному падавану наконец удастся постичь дзен!

Только Йода иногда качает головой с мудрым видом и фиг знает, о чем он думает. Возможно, в его голове в этот момент зреет хитрый план и он делает ставку не на Энекина, а на его будущих детей :)

Граф Дуку - типичный образ злодея 90-х, опереточный такой. Кстати, вот что непонятно. Вроде ситов всегда только два – учитель и ученик. Но почему их в первой части было одномоментно трое? Есть Палпатин, его ученик Дарт Мол – и одновременно есть граф Дуку, который вроде бы тоже его ученик. Или граф Дуку тогда еще не был учеником Палпатина, но уже был злодеем и отщепенцем?

Эпизод 3

Сюжетно он показался мне самым провальным из всех (ну кроме разве что 8 эпизода).

Не в смысле большого сюжета (интрига с армией клонов и приказом 66 мне как раз нравится), а в смысле как показано падение Энекина. Оно ужасно недостоверно, и это очень грустно, потому что это вообще-то ключевой момент всей саги. Палпатин, предлагающий Энекину стать на темную сторону, говорит с такой фальшивой рожей, что вообще непонятно, как можно ему хоть в чем-то поверить. И, главное, какое же первое задание он дает Энекину? Пойти и убить пару дюжин детей-юнлингов. Ну реально! И Энекин идет и убивает! Еще можно было бы поручить их зажарить и съесть.

Это настолько недостоверно, что сюжетник во мне подпрыгивает и клокочет в гневе.

Еще есть стремнейший момент, когда Энекин ползет на отрубленных ногах и горит, а Оби Ван Кеноби в этот момент выкрикивает монолог о том, как он любил своего ученика, а тот оказался не избранным. Думаю, Оби Ван в этот момент падает на темную сторону. Но нет, не падает. Похоже что милосердие все-таки не джедайская добродетель.

Дальше я стала смотреть «Изгоя-1».

Изгой-1

Он клёвый.

Очень милы в нем отсылки к четвертому эпизоду. Хотя, конечно, есть некоторая шероховатость стыков, но все равно ужасно мило.

Круто показана неоднозначность повстанцев. Они здесь не просто абстрактные хорошие парни, а разные люди с разными судьбами и разным мировосприятием. Вовсе не обязательно хорошие.
Еще там адмирал Таркин. И Дарт Вейдер. И Лея.

Когда Лея улыбается и говорит «у нас есть надежда», прямо сердце подпрыгивает.

Эпизод 4

И наконец старая добрая классика.

Четвертый эпизод все так же хорош. Он хорош и сюжетно (держит в напряжении весь фильм, без провисаний, без перегибов), и визуально. Просто удивительно, что такой фильм смогли снять с техническими возможностями 70-х годов.

Кстати, говорят, что изначально этот фильм спас монтаж. Лукас куда-то уехал со съемок, и когда увидел, что там без него наснимали, был просто в ужасе. А потом они частично переснимали, а частично все вытянули монтажом.

Оби Ван Кеноби наконец-то нормальный и его попустило от фанатизма. Страдание дает прозренье, прозренье – благодать! Непонятно только, почему Кеноби настолько старый, ведь в прошлом эпизоде он был молодым мужчиной, а прошло всего- то лет двадцать. Впрочем, и Вейдер, лицо которого покажут в шестой части, тоже выглядит лет на шестьдесят, хотя ему, получается, всего-то около сорока.

Еще из необъяснимого: в финале третьей части Кеноби объявляет, что сотрет память C-3PO, чтобы тот не пропалил, куда спрятали детей Вейдера. Но R2D2 никто память не стирал и получается, что он все помнит. Почему он ничего не рассказывает Люку?

Кстати, посмотрела вырезанные сцены из четвертого эпизода – там у Люка на Татуине есть друган, который стал пилотом и улетел. Это о нем Люк говорит, когда жалуется дяде, что все его друзья улетели. Почти все сцены с этим друганом вырезаны.

Эпизод 5

Главное, что меня поразило – контраст Йоды из предыдущих серий и Йоды с Дагобара. Дагобарский Йода отчетливо безумен. Его безумное хихиканье и ужимки – откуда все это взялось?!

Складывается впечатление, что он провел на Дагобаре не 20 лет, а по меньшей мере 200.

Очень трогательный момент, когда нам показывают, как R2D2, в потоках грозового ливня, встав на цыпочки на своих подпорках, пытается заглянуть в светящееся окошко домика Йоды.

Момент, когда Дарт Вейдер узнает о том, что Люк – его сын, сильно не стыкуется с третьим эпизодом. Тогда Палпатин сказал ему, что он убил свою беременную жену в приступе ярости, и все это время Вейдер так и считал. И вот, в пятой части Вейдер вдруг узнает, что у него есть сын. В недоумении он говорит Палпатину «Как это может быть?!», а Палпатин на это отвечает просто: «Он опасен». И Вейдер спокойно это проглатывает, хотя не может не понимать, что это значит.

Выглядит всё так, будто за прошедшие двадцать лет Вейдер то ли забыл вообще историю про свою жену, то ли вытеснил, то ли так на темной стороне запомоился, что это вообще перестало иметь значение.

Короче, темная сторона разрушает личность, и это в целом не новость.

Эпизод 6
Шестой эпизод мне никогда не нравился. Слишком много Джаббы и эвоков.

Но, конечно, поединок Вейдера и Люка – это одна из крутейших сцен. Особенно теперь, когда понимаешь, сколько всего стоит за их встречей.

Пыталась понять, как вот в этом черном зловещем чуваке где-то прячется юный Энекин Скайуокер.

Дарт Вейдер безусловно главная и самая трагическая фигура этой саги.

Эпизод 7

Главное, что мне говорит этот фильм – это что ни одна победа и ни одно поражение не бывает окончательным. Ничего никогда на самом деле не заканчивается.

Тяжело воспринять переход от мажорного финала 6 эпизода к томительному чувству «мы все продолбали». Печально видеть старость героев, которые только что были юны. Но одновременно – это круто. Все, что мы есть – это короткая вспышка и космическая пыль, а Сила – она вечна.

Появляются новые персонажи.

Про Рей почему-то все говорят, что это Мэри-Сью, но в таком раскладе и Люк Скайуокер – типичная Мэри-Сью. История Рей во многом повторяет историю Люка.

Пилот Бо хорош. В пару к нему зачем-то вводят еще одного персонажа-дроида. Не, он милый, но непонятно зачем, ведь есть уже два дроида, которые на протяжении всей саги помогают главным героям и участвуют во всех замесах. Зачем нужен третий?

Негр-штурмовик по имени Финн кажется мне совершенно недостоверным персонажем. Изначально он представлен как обвмный парень, которого трясет от убийств и крови. А потом, оказавшись на стороне повстанцев, он уже безо всякой драмы палит в штурмовиков, с которыми вообще-то рос вместе. Он как никто другой должен знать, что там под шлемами живые люди, такие же как он сам.

Ну и, конечно, Кайло Рен. Вот кто вызывает самые противоречивые чувства.
Вообще-то он мне скорее нравится. Но при этом я испытываю сильное ощущение, что этот персонаж сбежал из книг Джоан Роулинг. Он настолько какой-то... не из этой вселенной. Его одержимость Вейдером тоже какая-то подростковая, в стиле фильмов про Гарри Поттера. Да и сам он типажом напоминает юного Снейпа 😊

В нем много ярости, но совсем не чувствуется мощи, его Сила – как бы и не Сила вовсе. Неизбежно пытаюсь сравнивать его с юным Энекином и понимаю, что в Энекине была изначально какая-то эпичная обреченность, а в Бене Соло только подростковая обидчивость. Нам все время пытаются показать, что у него кипят неудовлетворенные амбиции, но на самом деле его амбиции не в том, чтобы стать Верховным Лидером и чем-то там управлять (хоть он и пытается себя убедить, что хочет именно этого), это скорей мечты о том, чтобы стать Злым и Страшным как Дарт Вейдер и всех пугать.

И главное во что вообще я никак не могу поверить – это в то, что этот вот чувак – сын Хана Соло и Леи Органа. В нем вообще не ощущается ничегошеньки-ничего от этих двоих. Если бы Бена Соло звали бы не Бен Соло и он был бы не внуком Вейдера, а просто безвестным пареньком с окраин, преклоняющимся перед Вейдером, кажется, что сюжет бы от этого только выиграл.

Эпизод 8

Кажется, это самый слабый фильм из всей саги.

Местами прям совсем плохо. И даже не столько из-за сюжета, сколько из-за того, как показаны те или иные сцены. Можно было бы снять их по-другому, и было бы лучше.

Несколько новых персонажей, на которых потрачено много экранного времени, а при том непонятно, для чего они – их истории позже не получают никакого развития. Единственный клёвый новый персонаж – адмирал Холдо.

Очень странная сцена с вылетом Леи в открытый космос. Единственное объяснение, которое я могу придумать – это что им надо было как-то вывести Лею из активных героев и заодно показать, что в ней тоже течет Сила. Но это правда выглядит очень странно и нелепо.

Но, конечно, самое плохое – это то, что сделано с Люком Скайуокером. Его история с Беном Соло.

Когда мы это обсуждали с Рутой, она сказала: кто угодно мог так поступить, но только не Люк Скайуокер. И это правда так. Люк Скайуокер как никто другой знал, что даже даже самое темное зло не безнадежно и где-то там на дне всегда есть добро. Поэтому сюжет про то, как Люк Скауйокер, разглядев в своем племяннике темную сторону, решает его превентивно убить, чтобы спасти мир от будущего зла, выглядит беспомощно нелепым.

Эпизод 9

Финал мне зашел. Хотя трудно его воспринимать как финал.

Концепция Силы от эпизода к эпизоду претерпевала редакции – то это была какая-то абстрактная Сила, которая везде, то внезапно ее источником оказывались мидихлорианы в крови, теперь вот силовая диада откуда-то взялась. Откуда? Ну вот каждые сто лет появляется силовая диада и всё тут.

Милейшие отсылки к прошлым частям. Чубакка, играющий с Бо и Финном в ту же голографическую игру, что и в 4 эпизоде. Тысячелетний Сокол и его приключения.

Зато как изменилась техника фехтования по сравнению с фильмами оригинальной трилогии!

Все еще трудновато отношусь к Кайло Рену. С одной стороны, он реально хорош как актер. С другой – его персонаж как антагонист безусловно проигрывает в сравнении с эпическим Дартом Вейдером.

Все еще играется в шлемы как ребенок.

Очень нравится персонаж генерала Хакса и неожиданная развязка его линии. Актер хорош. Кстати, это тот же актер, что играл Билла Уизли в «Гарри Поттере».

Главное противоречие фильма для меня – возвращение Императора. С одной стороны, понятно почему: сюжету нужен могучий и стремный враг, а Император – лучшая кандидатура. С другой – возвращение Императора говорит нам: все предыдущие жертвы ради победы над ним были напрасны. Дарт Вейдер напрасно пожертвовал собой, зло никогда не уничтожить окончательно.

Из всех линий любимых старых героев лишь линия Леи – это оптимистичная история.

Вообще Лея с возрастом становится только лучше, и это такой контраст с печальной историей Люка Скайуокера, который прожил большую часть жизни бессмысленно.

Думаю, лучшее, что сказано в этом фильме – это слова Леи: «Никогда не бойся своей природы».
Tags: кино
Subscribe

  • Проклятое Дитя

    Съездила на Хогвардские Сезоны: Проклятое Дитя. Впервые, можно сказать, оскоромилась на палкоигре. Когда-то очень давно была на самой первой…

  • (no subject)

    Я вот думала-думала, почему меня вообще не привлекают игры в летающих китайцев. Отдаю должное эстетике сеттинга, но играть совершенно не тянет.…

  • (no subject)

    Первая игротехническая роль на игре по Стругацким - верховная жрица с планеты Артея. Фоточка от Ksurrr.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Проклятое Дитя

    Съездила на Хогвардские Сезоны: Проклятое Дитя. Впервые, можно сказать, оскоромилась на палкоигре. Когда-то очень давно была на самой первой…

  • (no subject)

    Я вот думала-думала, почему меня вообще не привлекают игры в летающих китайцев. Отдаю должное эстетике сеттинга, но играть совершенно не тянет.…

  • (no subject)

    Первая игротехническая роль на игре по Стругацким - верховная жрица с планеты Артея. Фоточка от Ksurrr.